Рея


Рея

Рея была матерью богов Титанов, и богиней женского изобилия, материнства, и поколения. Ее название означает "поток" и "непринужденность". Как жена Кроноса (Время), она представляла вечное течение времени и поколения; как великая Мать (Метр Megale), она представляла
"поток" ежемесячной крови, воды рождения, и молоко. Она была также богиней комфорта и непринужденности, благословения, отраженное в общей фразе Гомера "боги, которые живут в их непринужденности (rhea)". В мифе Рея была замужем за Титаном Кронусом, и она была королевой небес. Когда ее муж услышал пророчество, что он будет свергнут одним из его детей, он начал глотать каждого из них, как только они рождались. Но Рея родила своего самого младшего сына, Зевса, в тайне и скрыла его в пещере на острове Крит. А Кроносу она преподнесла камень, обернутый в пеленальные одежды, который он быстро проглотил. Рея была близко сопоставима с анатолийской матерью-богиней Кибель (Kybele). Они были и изображены как пышные женщины, обычно нося корону на голове, и со львами.

РОДИТЕЛИ:

  • Уран и Гея
  • Айтер (или Уран) и Гея


ПОТОМСТВО:

  • Гестия, Деметра, Гера, Аид, Посейдон, Зевс
  • Зевс, Посейдон, Аид
  • Зевс, Деметра, Аид (Гимн Гомера 2.69) 


Рея (Rheia, Rheiе, или Rheе). Название так же как природа этого божества - один из самых трудных пунктов в древней мифологии. Некоторые источники полагают, что Рея просто другая форма эры, земли, в то время как другие соединяют ее с rheo, с течением (Платон Cratyl. p. 401); но, таким образом, очень кажется бесспорным, что Рея, как Деметра, была богиней земли. Согласно Теогонии Гесиода, Рея была дочерью Урана и Германии, и соответственно сестрой Океана, Кое, Гипериона, Криоса, Япетуса, Теи, Фемиды, и Мнемосины. Она с Кронусом стала матерью Гестии, Деметры, Геры, Аида, Посейдона, и Зевса. Согласно некоторым источникам Кронос и Рея предшествовали по миру Офиону (Ophion) и Еуриноме (Eurynome); но Офион был подавлен Кронусом, и Рея бросила Эуринома в Тартар. Кронус, как говорят, пожирал всех своих детей от Реи, но когда она собиралась рождать Зевса, она, по совету своих родителей, пошла в Ликтию (Lyctus) на острове Крит. Когда Зевс родился, она дала Кронусу камень, обернутый как младенец, и бог проглотил его, поскольку он глотал других своих детей. Гомер (Il. xv. 187), делает только мимолетный намек на Рею, и рассказ Гесиода, который соответственно должен быть расценен как самая древняя греческая легенда о Рее, кажется, предполагает, что мистические священники острова Крит уже сформировали связи с более северными частями Греции. В этой манере, это, казалось бы, что мать Зевса стала известной у Фракийцев, у кого она стала божеством намного большей важности, чем она была прежде на юге (Orph. Гимн. 13, 25, 26), поскольку она была связана с фракийской богиней Бендис (Bendis) или Котис (Cotys) (Геката), и идентифицировалась с Деметрой. (Strab. x. p. 470). Во Фригии, где Рея стала идентифицирована с Кибелой, она, как говорят, очистила Диониса, и преподавала ему тайны (Apollod. iii. 5. § 1), и таким образом элемент культа Диониса стал соединенным с вероисповеданием Реи. Деметра, кроме того, что она дочь Реи, иногда упоминается со всеми признаками, принадлежащими Рее. (Eurip. Элен. 1304). Беспорядок тогда стал настолько большим, что вероисповедание жителей Крита относительно культа Реи путали и с фригийской матерью богов, и в оргии Диониса стали вплетать в культ Кибелы. И имя, и связь Реи с Деметрой предполагают, что она в прежние времена уважалась как богиня земли. Остров Крит был, несомненно, самым ранним местом культа Реи; Диодорус (Diodorus) видел участок, где ее храм когда-то стоял, в окрестности Кноссуса (Cnossus), и кажется, что когда-то ей поклонялись на острове даже под именем Кибелы (Euseb. Chron. p. 56; Syncell. Chronogr. p. 125). Общая традиция, далее, была то, что Зевс родился на острове Крит, или в пещере горы Дикт (Dicte). Также местные традиции, подразумевающие, что Рея родила Зевса в том или ином месте Греции, имеют место быть в различных других окрестностях страны. Некоторые источники явно заявляют, что он родился в Фивах ( Tzetz. Lyc. 1194).

Различными названиями почитали Рею, - это "великая мать," "мать богов", Кибела, Агдистис (Agdistis), Берецинтия (Berecyntia), Бримо (Brimo), Диндимена (Dindymene), "великая мать богов". Во всех европейских странах Рея была задумана, чтобы сопровождать Курета (Curetes), который неразрывно связан с рождением и воспитанием Зевса на острове Крит. Те, кто поклонялись Курету были ее восторженными священниками, которые с барабанами, тарелками, рожками, и в полной броне, выполняли свои оргиастические танцы в лесах и горах Фригии. Лев был священным животом матери богов, потому что она была божеством земли, и потому что лев является самым сильным и самым важным из всех животных на земле. В Греции дуб был священным деревом Реи (Apollon. Rhod. і. 1124). Львы обычно изображались приседающими справа от ее трона, и иногда она замечена едущая в колеснице, в которую запряжены львами.